Уточнение коэффициентов сцепления колес лесовозных автопоездов с дорогой в зимний период
DOI:
https://doi.org/10.28983/asj.y2025i3pp143-151Ключевые слова:
лесные дороги, геометрические параметры, автопоезда-сортиментовозы, коэффициенты сцепления, прибор «Эффект-02»Аннотация
В статье рассматриваются основные положения методики определения значений коэффициентов сцепления колес автотранспортных средств – сортиментовозов с уплотненным снежным покрытием дороги. Актуальность методики заключается в том, что она позволяет вести регулярный мониторинг эксплуатационного состояния дорожных покрытий в зимний период; выполнять расчеты параметров экстренного торможения автотранспортных средств при движении и маневрировании; выполнять различные тягово-эксплуатационные и транспортно-технологические расчеты; использоваться при проведении судебных дорожно-транспортных экспертиз и т.д. Новизна методики состоит в том, что она гибко учитывает влияние на величину коэффициента сцепления колес с ездовой поверхностью одновременно нескольких эксплуатационных факторов. При проведении экспериментов фактические геометрические параметры закругления дороги определялись с помощью новаторского тандема спутниковой аппаратуры GNSS с беспилотным летательным аппаратом квадрокоптерного типа, оснащенного системой GPS-позиционирования и 3-хосевой стабилизации. Коэффициенты сцепления, учитывающие влияние ряда эксплуатационных факторов, определялись расчетно-экспериментальным путем способом «торможения на юз» с использованием прибора для оценки эффективности тормозных систем «Эффект-02». В результате полевых экспериментов уточнены величины коэффициентов сцепления для новых автопоездов-сортиментовозов Mercedes Benz Arocs 3348А+SН368, Mercedes Benz Aсtros 3346+Istrail и одиночного автомобиля-сортиментовоза на базе КамАЗ-43118 с бортовым гидроманипулятором.
Скачивания
Библиографические ссылки
ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием. М.: Стандартинформ, 2016. 15 с.
ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки. М.: Стандартинформ, 2018. 73 с.
ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля. М.: Стандартинформ, 2017. 31 с.
Измерители эффективности тормозных систем автомобилей. Модификации: «Эффект-02.01», «Эффект-02». Руководство по эксплуатации. Методика поверки. Жигулевск: НПФ Мета, 2010. 45 с.
Меньшиков А. М., Осин Д. С. Вопросы безопасности движения на автомобильных дорогах лесного комплекса // Инженерные задачи: проблемы и пути решения: сб. науч. трудов по итогам II Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. Высшей инженерной школы САФУ 26.11.2020. Архангельск, 2021. С. 177–180.
Меньшиков А. М. Дороги и подвижной состав лесозаготовительных предприятий: учеб. пособие. М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. 300 с. ISBN 978-5-9729-1181-3.
Пилюшина Г. А., Звонников П. В. Влияние условий эксплуатации автомобильных шин на коэффициент сцепления // Новые материалы и технологии в машиностроении. 2015. № 21. С. 83–86.
Пучкин В. А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: База данных. Экспертная техника. Методы решений. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 400 с.
Соустова Л. И., Чуйко И. Ю. Определение коэффициента сцепления колеса с дорогой расчетно-экспериментальным путем // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. Т. 62. № 2. С. 68–77. DOI: 10.26731/1813-9108.2019.2(62).68–77.
Сухопутный транспорт леса / В. И. Алябьев [и др.]. М.: Лесная промышленность, 1990. 416 с. ISBN 5-7120-0370-8.
Deepak Р., Efstathios V. Tyre-road friction µ-estimation based on braking force distribution // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D. Journal of Automobile Engineering. 2018. No. 233(8). P. 095440701876527.
Ise Т., Higuchi M., Suzuki Y. Measurement on friction coefficients of tire grounding surface in arbitrary directions under high-load // Society for Experimental Mechanics. 2017. Vol. 57. P. 1383–1393.
Friction Application in Accident Reconstructions / C. Y. Warner et al. // SAE Technical Paper 830612. 1983.
Martin D., Schaefer G. Tire-Road Friction in Winter Conditions for Accident Reconstruction // SAE Technical Paper 960657. 1996. https://doi.org/10.4271/960657.
Xu Y., Chen B., Chi Ch. Estimation of road friction coefficient and vehicle states by 3-DOF dynamic model and HSRI model based on information fusion // Asian Journal of Control. 2017. Vol. 19, No. 4. Р. 1–10.
Yoon J.-H., Li S. E., Ahn C. Estimation of vehicle sideslip angle and tire-road friction coefficient based on magnetometer with GPS // International Journal of Automotive Technology. 2016. Vol. 17. No. 3. Р. 427?435.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Аграрный научный журнал

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.