О сезонном регулировании движения автотранспорта на дорогах лесопромышленного комплекса

Авторы

  • Татьяна Михайловна Шарова Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
  • Александр Михайлович Меньшиков Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
  • Дмитрий Сергеевич Осин Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.28983/asj.y2025i5pp151-159

Ключевые слова:

лесные дороги, автомобильные дороги, сезонное ограничение движения, инверсия температуры воздуха, дифференциация сроков ограничений

Аннотация

В статье затрагивается один из вопросов сезонных ограничений движения автотранспортных средств по массе, директивно устанавливаемых для дорог регионального и местного значения Архангельской области, которые негативно влияют на функционирование лесотранспортной логистики в периоды весенней и осенней распутиц. Актуальность заключается в назревшей необходимости введения дифференцированных сроков весовых ограничений вместо директивно назначаемых единых сроков для различных районов области. Новизна исследования состоит в том, что в математической обработке эмпирических данных о ходе температуры воздуха применен качественно новый подход с позиций статистической динамики, основным инструментом которого является кросс-спектральный анализ рядов температуры воздуха. Базой для исследования послужил массив многолетних данных о суточных температурах воздуха ретроспективой 50 лет и объемом 1800 единиц/год из архива Северного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Данные были сгруппированы в 3?50 динамических рядов, по 365 суточных значений температуры в каждом ряду. Далее проводился анализ статистического качества эмпирических данных, после чего динамические ряды обрабатывались методом кросс-спектрального анализа. В результате подтверждена возможность объективно, с высокой степенью точности и надежности определять даты температурных инверсий, а также сдвиги графиков температуры воздуха в различных природно-климатических условиях относительно принятой базовой метеостанции. Это, в свою очередь, служит отправной точкой для следующего этапа исследования – корректного определения сроков сезонного промерзания и оттаивания однотипных грунтов и использования их в качестве основания для введения и снятия весовых ограничений движения автотранспортных средств. Авторы обоснованно полагают, что применение данной методики возможно и в агропромышленном комплексе РФ, например, при решении задач, связанных с многолетним ходом температуры воздуха и требующих достаточно высокой надежности результатов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Арутюнян А. Ю. Повышение эффективности вывозки лесоматериалов по лесовозным дорогам: дис. … канд. техн. наук. Воронеж: ФГБОУ ВГЛТУ им. Г. Ф. Морозова, 2016. 191 с.

ГОСТ 25358-2020 Межгосударственный стандарт «Грунты. Метод полевого определения температуры». М.: Стандартинформ, 2021.

Грибанов Ю. И., Мальков В. Л. Спектральный анализ случайных процессов. М.: Энергия, 1974. 240 с.

Дженкинс Э., Ватс Д. Спектральный анализ и его применение. М.: Мир, 1971. 316 с.

Козлова К. С. Закономерности промерзания грунтов, дорожных одежд и земляного полотна // Сб. докладов Республиканской науч.-технич. конф. аспирантов, магистрантов и студентов «Инновации в технике и технологии дорожно-транспортного комплекса». Секция «Дорожная климатология». В 6 ч. Ч. 5. – Минск: БНТУ, 2013.

Кулижников А. М. Оптимизация сроков ограничения движения транспортных средств на автомобильных дорогах Московской области в весенний период // Дороги и мосты. 2007. Вып. 18-2. С. 80–89.

Меньшиков А. М. Технологический анализ и моделирование процессов лесозаготовок методами статистической динамики: дис. … канд. техн. наук. Архангельск: АГТУ, 2007. 180 с.

Методические рекомендации по использованию стационарных постов контроля температуры грунта земляного полотна при проведении мероприятий по ограничению движения автомобилей / ГипродорНИИ. М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1988. 12 с.

Мюллер П., Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике / Пер. с нем. В. М. Ивановой. М.: Финансы и статистика, 1982. 270 с.

Ограничение движения транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации в весенний период / В. В. Лопащук [и др.]. Владивосток: Дальнаука, 2009. 176 с.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». Приложение 3 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом // СПС «Гарант».

Прогнозирование периода весеннего оттаивания грунта земляного полотна автомобильных дорог / А. С. Конорев [и др.] // Дороги и мосты. 2022. Вып. 48-2. С. 43–58.

Пугачев И. Н. Обоснование сроков ограничения нагрузки на автомобильные дороги в период весенней распутицы в зависимости от природно-климатических условий (на примере южной части Дальнего Востока): дис. … канд. техн. наук. Хабаровск: ХабГТУ, 2001. 185 с.

Сааренкето Т., Ахо С. Управление несущей способностью в период весенней распутицы на дорогах с низкой интенсивностью движения. Отчет ROADEX II, 2005. Режим доступа: https://ador.ru/data/files/static/kolarctic-3-10.pdf.

Тюрин Н. А. Повышение работоспособности грунтовых усов лесовозных автомобильных дорог путем совершенствования их эксплуатационных режимов: дис. ... канд. техн. наук. Л.: ЛТА им. С. М. Кирова, 1982. 272 с.

Загрузки

Опубликован

2025-05-03

Выпуск

Раздел

Агроинженерия

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)