Моделирование температурного массопереноса в трибологических системах

Авторы

  • Валентин Владимирович Сафонов Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова
  • Дмитрий Анатольевич Никитин Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова
  • Василий Васильевич Чекмарев Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова
  • Андрей Анатольевич Жиздюк Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова
  • Константин Валентинович Сафонов Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова

DOI:

https://doi.org/10.28983/asj.y2025i11pp170-179

Ключевые слова:

трибосопряжения, моторное масло, ультрадисперсные частицы, температура, износ, долговечность

Аннотация

В статье представлены исследования влияния температурного состояния пар трения во взаимодействии с масляной композицией ультрадисперсных материалов на их износ. Отмечается, что по данным ряда авторов температуры в зоне трибосопряжений могут достигать 280…600 °C. Размер частиц в качестве добавок в масло можно рассматривать как катализатор процессов, протекающих при более низких значениях температур, и это означает, что с ультрадисперсными частицами металлов возможны химические превращения, не осуществляемые с массивными металлами. Предполагается, что для повышения эффективности формирования поверхностного слоя ультрадисперсные порошки, присутствующие в зоне контакта трущихся деталей, должны не только отличаться высокими смазывающими свойствами, но и находиться в состоянии, обеспечивающем их плавление при температуре, возникающей в зоне контакта трущихся деталей. В работе отмечено, что физико-химические процессы с ультрадисперсными частицами происходят при температуре на сотни градусов ниже температуры плавления сырья – 0,7 Тпл. Так, температура плавления порошкообразной меди, легированной фосфором, снижается на 350… 400 °C. Ультрадисперсное состояние меди, легированной фосфором, дополнительно приведет к снижению температуры плавления на 30 %. Температура плавления порошкообразной латуни Л-63 в ультрадисперсном состоянии должна составлять порядка 600…650 °C. С учетом этого использование в моторном масле смеси двух ультрадисперсных порошкообразных компонентов позволит перекрыть температурный диапазон их действия в интервале 400…650 °C. Также приводится методика и результаты экспериментальных трибологических исследований влияния температуры в зоне фактического контакта на износ наиболее ответственной и малоресурсной пары трения ДВС «гильза – поршневое кольцо». По результатам испытаний, сравнивая эффективность базового моторного масла SAE 10W-40 и смеси его с ультрадисперсной добавкой, можно констатировать существенное снижение величины износа трущихся образцов и восстановительный эффект. В работе также представлена математическая модель зависимости износа трибосопряжений от температуры.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Безызносная эксплуатация двигателей внутреннего сгорания: монография / Р. Ю. Соловьев [и др.]; под общ. ред. Р. Ю. Соловьева. М.: ФГБНУ ГОСНИТИ, 2015. 196 с.

Браун Э. Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982. 248 с.

Влияние температурной деформации деталей цилиндропоршневой группы ДВС на силовое взаимодействие сопряжения кольцо – гильза цилиндра / Д. А. Никитин [и др.] // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: Сб. науч. трудов, посвящ. 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по матер. 79-й науч.-методич. и науч.-исследоват. конф. МАДИ, Москва, 26–27 января 2021 года. М.: МАДИ, 2021. С. 283–290. EDN: BBALLJ.

Высокотемпературная смазочная композиция: патент № 2517175 Российская Федерация, МПК C10 M 141/02, C10 M 125/10, C10 N 20/06, C10 N 30/06, C10 N 30/08 / П. А. Харин, Т. Л. Харламова, В. С. Востриков; заявл. 25.12.2012; опубл. 27.05.2014.

Гаркунов Д. Н., Мельников Э. Л. Безизносное трение и водородное изнашивание металлов в решении основных трибологических проблем качества механизмов и машин // Известия МГТУ МАМИ. 2015. Т. 2. № 1(19). С. 205–214.

Двигатели внутреннего сгорания : в 3 кн. / В. Н. Луканин [и др.] ; под ред. В. Н. Луканина, М. Г. Шатрова. 3-е изд., перераб. и испр. М. : Высш. шк., 2007. Кн. 1. Теория рабочих процессов. 479 с.

Исследование влияние добавок на трибологические характеристики смазочного материала и морфологию поверхностей трения / В. В. Сафонов [и др.] // Аграрный научный журнал. 2022. № 1. С. 88–92.

Композиция смазочного масла для дизельных двигателей CN107353975A. Режим доступа: ru-i.espacenet.com; дата обращения: 02.09.2023.

Кужаров А. С. Концепция безизносности в современной трибологии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2015. № 2(177). С. 23–31.

Многофункциональная добавка к моторным маслам / В. В. Остриков [и др.] // Двигателестроение. 2014. № 2(256). С. 32–35.

Многофункциональная добавка к моторным маслам / В. В. Остриков [и др.] // Двигателестроение. 2014. № 2 (256). С. 32–35.

Нанометаллический комплексообразователь для моторного масла CN104178326A. Режим доступа: ru-i.espacenet.com; дата обращения: 02.09.2023.

Нанотехнологическая антифрикционная порошковая композиция (варианты), нанотехнологическая смазочная композиция и способ нанотехнологической смазки: патент № 2415176 Российская Федерация, МПК C10 M 103/06, C10 M 125/26 / Н. А. Давыдов, В. В. Зуев, Ю. Я. Рейбанд; заявл. 29.05.2009; опубл. 27.03.2011.

О влиянии нано- и высокодисперсных порошкообразных добавок на эксплуатационные свойства моторного масла / В. В. Сафонов [и др.] // Аграрный научный журнал. 2022. № 12. С. 100–105.

Оптимизация нанодисперсной добавки в моторное масло / Э. К. Добринский [и др.] // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3(15). С. 12–16.

Остриков В. В., Зимин А. Г., Попов С. Ю. Повышение эффективности действия ремонтно-восстановительных составов // Наука в центральной России. 2013. № 5. С. 30–36.

Перспективные рецептуры моторных масел с нанодисперсными добавками для двигателей внутреннего сгорания / К. В. Сафонов [и др.] // Химия и технология топлив и масел. 2022. № 1(629). С. 16–18.

Ремонтно-восстановительная добавка к жидким и пластичным смазочным материалам: патент № 2619933 Российская Федерация, МПК C10 M 125/04, C10 M 125/02, C10 N 30/06 / В. Б. Черногиль; заявл. 24.06.2016; опубл. 22.05.2017.

Свойства материалов с ультрадисперсной структурой / В. Б. Федоров [и др.] // Поверхность. Физика, химия, механика. 1984. № 4. С. 123–130.

Смазочная композиция: патент № 2202600 Российская Федерация, МПК C10 M 137/10, C10 M 137/10, C10 M 125/04, C10 M 133/16, C10 N 30/06 / П. П. Дудко, В. Н. Кузьмин; заявл. 02.07.2001; опубл. 20.04.2003.

Смазочная композиция: патент № 2303051 Российская Федерация, МПК C10 M 125/02, C10 M 125/10, C10 M 125/22 / С. И. Щелканов [и др.]; заявл. 09.03.2006; опубл. 20.07.2007.

Смазочная композиция: патент № 2507243 Российская Федерация, МПК C10 M 125/00, C10 M 125/04, C10 M 125/22, C10 M 125/24, C10 M 171/06, C10 N 30/06 / В. В. Остриков [и др.]; заявл. 10.01.2013; опубл. 20.02.2014.

Смазочная композиция: патент № 2596820 Российская Федерация, МПК C10 M 141/00, C10 M 125/02, C10 M 125/22, C10 M 107/04, C10 M 107/20, C10 M 107/46, C10 N 20/06, C10 N 30/06, C10 N 50/08. / А. П. Краснов [и др.]; заявл. 22.04.2015; опубл. 10.09.2016.

Смазочная композиция и способ ее получения: патент № 2378326 Российская Федерация, МПК C10 M 101/02, C10 M 125/02, C10 M 125/26, C10 M 177/00 / И. Б. Туманян, Е. А. Лукашев, С. А. Синицын; заявл. 07.10.2008; опубл. 10.01.2010.

Смазочная композиция и способ ее получения: патент № 2417252 Российская Федерация, МПК C10 M 125/02, C10 M 177/00 / В. Н. Беляев, И. С. Ларионова, Н. М. Кутакова; заявл. 17.08.2009; опубл. 27.04.2011.

Состав для повышения противоизносных и антифрикционных свойств узлов трения: патент № 2243252 Российская Федерация, МПК C10 M 125/00, C10 M 125/00, C10 M 125/10, C10 M 125/26, C10 N 30/06 / С. П. Хазов, В. Н. Дураджи; заявл. 07.04.2003; опубл. 27.12.2004.

Состав присадки к моторному маслу и способ ее получения CN104830432A (B). Режим доступа: ru-i.espacenet.com; дата обращения: 02.09.2023.

Спеченные антифрикционные материалы для тяжелонагруженных узлов трения / Н. В. Манукян, А. К. Погосян, З. А. Манвенян // Порошковая металлургия. 1998. № 12. С. 56–60.

Способ диспергирования наноразмерного порошка меди в базовом моторном масле: патент № 2591918 Российская Федерация, МПК C10 M 177/00, B82 B 1/00, B22 F 9/04, C10 M 125/04 / Н. С. Хитерхеева [и др.]; заявл. 08.12.2014; опубл. 20.07.2016.

Способ получения нанокластеров металлов и устройство для его осуществления: патент № 2382069 Российская Федерация, МПК C10 M 125/04, C25 C 7/00, B82 B 3/00 / Ю. П., Кужаров А. С. Косогова, А. А. Кужаров; заявл. 06.08.2008; опубл. 20.02.2010.

Способ получения ультрадисперсного порошка и устройство для его осуществления: патент № 2207933 Российская Федерация, МПК7 В 22 F9/12 / А. В. Кириллин [и др.]; заявл. 10.07.2001; опубл. 10.07.2003.

Способ приготовления присадки к смазочным маслам: патент № 2161180 Российская Федерация, МПК C10 M 155/02, C10 M 155/02, C10 M 125/04, C10 N 10/02, C10 N 10/16 / Э. К. Добринский, С. И. Малашин; заявл. 13.07.2000; опубл. 27.12.2000.

Справочник по триботехнике / под ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1990. Т. 2. 420 с.

Температура начала спекания ультрадисперсных порошков / В. Н. Троицкий [и др.] // Порошковая металлургия. 1983. № 3. С. 13–15.

Федорченко И. М. Влияние фосфора на антифрикционные свойства материала на основе легированного железа // Порошковая металлургия. 1999. № 11. С. 99–101.

Чернышев Г. Д., Хачиян А. С., Пикус В. И. Рабочий процесс и теплонапряженность автомобильных дизелей. М.: Машиностроение, 1996. 216 с.

Чичинадзе А. В., Матвеевский Р. М., Браун Э. Д. Материалы в триботехнике нестационарных процессов. М.: Наука, 1986. 191 с.

Temperature deformation of cylinder-piston group parts of uprated diesels and gas engines for kamaz vehicles / D. A. Nikitin et al. // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. No. 4.36. P. 117–120. EDN: CDRVPE.

Загрузки

Опубликован

2025-10-30

Выпуск

Раздел

Агроинженерия

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>