Повышение надежности работы узла уплотнения турбокомпрессора посредством оптимизации элементов узла уплотнения
DOI:
https://doi.org/10.28983/asj.y2023i12pp149-157Ключевые слова:
двигатель внутреннего сгорания, поршневые кольца, механическая обработка поршневых колец, работоспособностьАннотация
В настоящее время большинство силовых агрегатов с двигателями внутреннего сгорания оснащены турбонаддувом. При этом турбокомпрессор (ТКР) является одним из ресурсоопределяющих элементов силовых агрегатов, на долю которого приходится значительное количество отказов. Исследования, проведенные по анализу отказов турбокомпрессора, показали, что основная причина их заключается в неисправности узла уплотнения, что является следствием крайне неблагоприятных условий его работы, заключающихся в высокой (до 800 оС) температуре выхлопных газов, агрессивная среда, высокая (до 120 000 мин-1) частота вращения ротора, скорости скольжения сопрягаемых деталей до 150 м/с. Масло для смазки и охлаждения ТКР подается через плавающие подшипники скольжения, а полости турбины и компрессора изолированы посредством уплотнительных узлов. Нарушение их работоспособности приводит к попаданию масла в полость рабочих колес, к разбалансировке ротора и, в конечном итоге, к выходу из строя турбокомпрессора. Определяющим фактором, влияющим на работоспособность узла уплотнения, является жаропрочность его частей. Особенно этот фактор проявляется при работе в форсированных условиях и при остановке двигателя, когда охлаждение улитки турбины прекращается обдувом воздуха, а подшипникового узла – циркулирующим маслом. При этом большая часть тепловой энергии передается от нагретой улитки турбины к уплотнительному узлу и подшипниковому узлу. Основное внимание уделено влиянию температуры на работу уплотнительных колец турбокомпрессоров.
Скачивания
Библиографические ссылки
Исаков Ю.Н., Сидоров А.А. Агрегаты наддува двигателей: в 2 ч. Ч. 1: Способы наддува дизелей, преобразование энергии в турбокомпрессорах. СПб., 2003. 83 с
Никитин Д.А. Повышение ресурса дизелей совершенствованием узлов уплотнения при изготовлении и ремонте: автореф. дис. ... д-ра техн. наук : 05.20.03 / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2013.
Азаматов Р.А., Денисов А.С., Кулаков А.Т., Курдин П.Г. Восстановление деталей силового агрегата КамАЗ 740.11-240 (Евро-1). Набережные Челны, 2007. 307 с.
Малаховецкий А.Ф. Повышение надежности турбокомпрессоров автотракторных двигателей путем снижения их теплонапряженности: автореф. дис … канд. техн. наук: 05.20.03. Саратов, 2005. 20 с.
Nikitin D. A., Nikitin P. D., Turoverov C. A., Asoyan A. R. Influence of temperature and geometric parameters of elements in a turbocompressor seal assembly on its operability // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Digital Solutions for Automotive Industry, Roadway Maintenance and Traffic Control, DS ART 2019, Cholpon-Ata, 01 ноября 2019 г. BRISTOL: Institute of Physics Publishing, 2020. P. 012084. DOI 10.1088/1757-899X/832/1/012084.
Goetze A.G. Piston Ring Manual, Burscheid, D-5093, 1989.
Piston Ring Manual. Published by Goetze. ©2008 Federal_Mogul Burscheid GmbH
Serdecki, W., Analysis of Relations Between the Compression Ring Characteristic Parameters., Journal of POLISH CIMAC // Energetic aspects. 2011. Vol. 6. No. 1.
Serdecki, W., Krzymie ?, P., Dependence of Piston Ring Parameters Determination Accuracy on the Method of Calculation // Journal of KONES. 2011. Vol. 18.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Аграрный научный журнал

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.